Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
merlord Адмирал-командор
Репутация: 117 Зарегистрирован: 08.12.2007 Сообщения: 9280 Откуда: Харьков
|
Добавлено: 02.09.2010, 20:37 Заголовок сообщения: Остойчивость суден. |
|
ОСТОЙЧИВОСТЬ.
На свободно плавающее тело действуют две силы. Первая направлена к центру Земли – это сила тяжести (F=mg). Вторая – архимедова или сила плавучести – зависит от веса вытесненной телом воды (именно веса, а не объёма: не стоит забывать, что кубометр пресной воды весит тонну, тогда как кубометр морской, в зависимости от её солёности, на 18-40 кг тяжелее). Таким образом, у покоящейся на поверхности воды лодки обе силы уравновешивают друг друга, поскольку равны по величине, но действуют противоположно вдоль одной и той же вертикальной прямой.
Мысленно разрезав нашу лодку поперек корпуса, попытаемся представить местоположение центра масс (ЦМ). Положение ЦМ зависит от конструкции судна и его загрузки, а ЦП расположен в центре погружённого в воду объёма судна.
Когда судно сконструировано правильно, все механизмы, груз и т.п. надёжно закриплены на своих местах, а пассажиры не перемещаются, ЦМ остаётся в одной и той же точке. И если, к примеру, порыв ветра вызывает крен – образуется момент сил(иногда говорят «плечо»), стремящихся выравнять лодку.
В случае изменения положения ЦМ (скажем, человек ступил на борт) судно будет крениться до тех пор, пока ЦП не переместится на одну линию с ЦМ, снова её уравновесив.
Хорошо, если момент восстанавливающий, то есть возникающая пара сил работает на спрямление. Однако при чрезмерных кренах (превышающих так называемый «угол заката») ЦМ выходит за пределы действия ЦП и вследствие опрокидывающего момента судно переворачивается.
Способность судна возвращаться на ровный киль и характеризует его остойчивость. Чем ниже центр масс, чем меньше на судне незакреплённых предметов, тем лучше остойчивость – это очевидно! Но, видимо, не всякий задумывается об этом – иначе я бы не наблюдал время от времени катера с «самопальными» флайбриджами поверх высоких рубок…
(При погрузке лодки или катера помните: каждый килограмм ниже ватерлинии повышает остойчивость, а каждый килограмм выше её – снижает. Поэтому все тяжести, которые можно уложить на дно кокпита, не следует оставлять на палубе – Ред.)
Не менее очевидно: следует избегать движения параллельно большим волнам – рискуешь перевернуться. Особенно если судно с узкой ватерлинией или перегружено. Поэтому отдельные высокие гребни (от проходящего большого судна, к примеру) пересекайте под углом, не меньше 60 градусов, возвращаясь затем на нужный вам курс.
Конечно, без диаграмм и специальных терминов рассказ об остойчивости получился неполным, но я и не стремился. Моя задача – напомнить, предупредить, заставить задуматься… Может быть, поверхностные эти заметки кому-то спасут жизнь! _________________ Пытаюсь научится не спорить с идиотами, иначе опускаюсь до их уровня и они меня давят своим опытом.
.....................................................
Stingray 192 CRS alfa one 4.3L Бриг Динго 330 + тохатсу 9.8 |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы
|
|