Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
TSAR Капитан наставник
Репутация: 78 Зарегистрирован: 01.12.2009 Сообщения: 1748 Откуда: Харьков
|
Добавлено: 20.12.2013, 21:35 Заголовок сообщения: Стабилизатор напряжения лодочного мотора. |
|
Купил я себе новый мотор - Ямаха-15 2т. и оказалось в нём есть генератор и на "переднюю панель" выведен разъём для подключения ламп освещения. Заявленное в инструкции напряжение 12В и ток до 7А. Так же, пообщавшись на форумах оказалось, что на этот разъём выведено переменное напряжение с генератора, которое "плавает" от 11 до 70В. При этом в моторе ужЕ стоит родной выпрямитель, который подключен к генераторной катушке, но его выход "+12В" "висит в воздухе".
Что мне нужно: возможность питать от генератора мотора зарядные устройства для мобильных телефонов, возможно эхолот, навигатор или другое оборудование, которое можно запитать от автомобильной сети и мощностью до 70-80Вт..
Есть 3 основных метода решения данной проблемы:
1.К штатному выпрямителю параллельно подключить АКБ на 12В, который будет заряжаться во время работы мотора и будет "гасить" на себя пики напряжения более 12В, нужное оборудование подключается параллельно акуму.
Плюсы - простота(всё ужЕ есть в моторе и нужно только вывести провода с выпрямителя).
Минусы - нестабильное напряжение, поступающее на технику и акум, которое может быстро "убить" технику, в случае случайного отсоединения акума при работающем моторе - выход из строя подключённых к сети выпрямителя электро-приборов из-за сильно прыгающего напряжения на его выходе.
2.Шунтирующий стабилизатор.
Выход с выпрямителя подключается к электро-приборам, а параллельно входу выпрямителя ставится шунтирующий стабилизатор, принцип работы которого заключается в коротком замыкании генераторной катушки при превышении напряжения генератором более 14В. Приблизительно такой стабилизатор делает Иван с Мотолодки(у него стабилизатор включает в себя диодный выпрямительный мост, а "довесок" - тот же стабилизатор, только без выпрямительного моста для моторов с установленным штатно выпрямителем).
Минусы - большая нагрузка на генераторную катушку из-за постоянных коротких замыканий, в следствии чего немного падают обороты мотора и перегревается сама катушка.
Плюсы - дешевизна и простота реализации. Можно запитывать оборудование напрямую без доп. акума.
3.Не шунтирующий стабилизатор(импульсный стабилизатор).
Можно делать как с выпрямителем, так и установить к штатному выпрямителю мотора.
Принцип работы противоположный шунтирующему - при превышении 14В на выходе стабилизатора, электроника стабилизатора размыкает цепь между выпрямителем и нагрузкой.
Минусы - бОльшая стоимость и относительно более высокая сложность изготовления.
Плюсы - наиболее лучший уровень стабилизации, гораздо меньшая нагрузка на генераторную катушку, более стабильное напряжение на выходе при низких оборотах двигателя.
Таким образом катушка генератора не перегревается.
Я решил изготовить схему номер 3 - не шунтирующий стабилизатор.
Описание: |
Вариант 1 - Без стабилизатора с выпрямителем. |
|
Размер файла: |
12,73 KB |
Просмотрено: |
4895 раз(а) |
|
Описание: |
Вариант 3 - Не шунтирующий стабилизатор. |
|
Размер файла: |
35,49 KB |
Просмотрено: |
5767 раз(а) |
|
Описание: |
Вариант 2 - Шунтирующий стабилизатор. |
|
Размер файла: |
42,6 KB |
Просмотрено: |
3765 раз(а) |
|
_________________ BRIG Dingo-330 + Yamaha-15 2т.
____________________________________
Век живи - век учись, а дураком помрёшь.... |
|
Вернуться к началу |
|
|
F25 Капитан каботажного флота
Репутация: 18 Зарегистрирован: 26.01.2009 Сообщения: 496 Откуда: Днепропетровск
|
Добавлено: 20.12.2013, 21:37 Заголовок сообщения: |
|
Молодец!
|
|
Вернуться к началу |
|
|
прогресс Адмирал-командор
Репутация: 77 Зарегистрирован: 18.10.2011 Сообщения: 3657 Откуда: Днепропетровск-Украина!!!
Группы
|
Добавлено: 20.12.2013, 21:40 Заголовок сообщения: |
|
Принимай поздравления!
_________________ Никогда не кусай того, кто может тебя съесть.. |
|
Вернуться к началу |
|
|
xoxol-l Адмирал-командор
Репутация: 30 Зарегистрирован: 05.02.2010 Сообщения: 3517 Откуда: Запорожье
Группы
|
Добавлено: 20.12.2013, 22:45 Заголовок сообщения: |
|
голосом Бородоча - ни хегра не понял в схемах, но ...
Не словом а делом! - РЕСПЕКТИЩЕ!!!!!!!!!!
_________________
Временно сухопутен.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
bryk Адмирал-командор
Репутация: 71 Зарегистрирован: 18.06.2012 Сообщения: 3789 Откуда: Харків. ХТЗ
Группы
|
Добавлено: 21.12.2013, 10:42 Заголовок сообщения: |
|
Андрюха если сам решишь спаять зайди на м.Героев труда радиорынок "Аракс" в маг-н "Космодром" там наверняка есть уже готовое или все детальки купишь. Кстати Космодром ТЫЦЬ
_________________ У труни кишень немає!
Казанка 5+Honda-BF25LRTU,
Grand C330+M15. |
|
Вернуться к началу |
|
|
TSAR Капитан наставник
Репутация: 78 Зарегистрирован: 01.12.2009 Сообщения: 1748 Откуда: Харьков
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Mihail Опытный Мичман
Репутация: 3 Зарегистрирован: 08.12.2008 Сообщения: 138 Откуда: Черкассы
|
Добавлено: 21.12.2013, 12:02 Заголовок сообщения: |
|
to TSAR
3-й вариант решение достаточно компромисное.
1й недостаток - нельзя подключить тахометр по привычной схеме (корпус-переменка)
2й недостаток - возможны сильнейшие выбросы напряжения (при больших токах потребления) на проводах генератора, в моменты когда полевик закрывается. Что тоже может сказаться на сигнале для тахометра (в зависимости от схемы тахометра), так как выбросы могу достигать уже не 70В, а далеко за 100В (для частичного гашения выбросов и стоит конденсатор слева на схеме на 0,47мкФ 300В).
3-й недостаток - полевик в этой схеме открывается напряжением переменки (до уровня защитного стабилитрона), и обычно полностью открыт после 10В на затворе. Тоесть он откроется не сразу, не с 0, это может добавлять какой-то процент нагрева.
А к чему вы подключаете вилку сетевого шнура? надеюсь не в 220?
А в целом решение очень правильное с точки зрения защиты самих потребителей (при питании без аккумулятора), и тепловой нагрузки деталей и главное можно использовать с более мощными генераторами чем 80Вт.
Похожее решение сделано в МС-40 (350Вт генератор). Но там вместо полевого транзистора - тиристор. Что позволяет избежать выбросов напряжения в переменку при снятии управляющего напряжения. Но там свои приколы.
_________________ Казанка5м2 + МС-40Э |
|
Вернуться к началу |
|
|
TSAR Капитан наставник
Репутация: 78 Зарегистрирован: 01.12.2009 Сообщения: 1748 Откуда: Харьков
|
Добавлено: 21.12.2013, 12:28 Заголовок сообщения: |
|
По недостаткам - мне тахометр не нужен, точнее нужен и есть, но подключается он "обматыванием" вокруг высоковольтного провода зажигания.
Mihail писал(а): |
А к чему вы подключаете вилку сетевого шнура? надеюсь не в 220? |
Нет, у меня советский понижающий трансформатор с 4мя выходами под розетку - 6.3, 12.6, 24 и 36В.
_________________ BRIG Dingo-330 + Yamaha-15 2т.
____________________________________
Век живи - век учись, а дураком помрёшь.... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Mihail Опытный Мичман
Репутация: 3 Зарегистрирован: 08.12.2008 Сообщения: 138 Откуда: Черкассы
|
Добавлено: 21.12.2013, 13:01 Заголовок сообщения: |
|
Цитата: |
Нет, у меня советский понижающий трансформатор с 4мя выходами под розетку - 6.3, 12.6, 24 и 36В. |
Я так и догадывался, работать система так тоже будет, но жестко (высокие токи накачки с высокими фронтами, что для электролит. конденсатора плохо).
Правильнее для проверки было бы еще подключить последовательно с трансформатором резистор или нагрузку(лампочку), чтобы "превратить" жесткое питание в мягкое, подобное генератору ПЛМ.
"Шуметь" конечно будет на моторе знатно этот стабилизатор, хоть и будет использовать всю мощность генератора как положено.
Чтоб меньше "шумел" нада вводить цепочку гистерезиса в цепь управления оптрона, чтоб ограничивалось напряжение условно при 14В, а включалось повторно скажем при 13,5В. Тогда система будет работать красиво и "шуметь" изредка (периодично и единоразово).
_________________ Казанка5м2 + МС-40Э |
|
Вернуться к началу |
|
|
F25 Капитан каботажного флота
Репутация: 18 Зарегистрирован: 26.01.2009 Сообщения: 496 Откуда: Днепропетровск
|
Добавлено: 21.12.2013, 13:28 Заголовок сообщения: |
|
Андрей, а чего не хочешь стабилизатор у Паши купить ?
Я вот поставил и всё отлично, напруга 13,8-14,2в постоянно, все потребители работают даже без аккумулятора.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
TSAR Капитан наставник
Репутация: 78 Зарегистрирован: 01.12.2009 Сообщения: 1748 Откуда: Харьков
|
Добавлено: 21.12.2013, 13:42 Заголовок сообщения: |
|
Mihail писал(а): |
Чтоб меньше "шумел" нада вводить цепочку гистерезиса в цепь управления оптрона, чтоб ограничивалось напряжение условно при 14В, а включалось повторно скажем при 13,5В. Тогда система будет работать красиво и "шуметь" изредка (периодично и единоразово). |
Как-то так?
Добавлено спустя 3 минуты 40 секунд:
F25 писал(а): |
Андрей, а чего не хочешь стабилизатор у Паши купить ?
Я вот поставил и всё отлично, напруга 13,8-14,2в постоянно, все потребители работают даже без аккумулятора. |
Да я даже об этом не задумывался....
Хотелось самому что-то путёвое сделать, а заодно и народ просветится.
Юра, а Пашин стабилизатор каким образом подключен к мотору? Ну или может знаешь его принцип работы: шунтирующий или не шунтирующий?
Просто если шунтирующий, то я такой не хочу ставить...
_________________ BRIG Dingo-330 + Yamaha-15 2т.
____________________________________
Век живи - век учись, а дураком помрёшь.... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Mihail Опытный Мичман
Репутация: 3 Зарегистрирован: 08.12.2008 Сообщения: 138 Откуда: Черкассы
|
Добавлено: 21.12.2013, 13:51 Заголовок сообщения: |
|
Да верно... так мне больше нравится
И есть еще один небольшой момент, элемент 1,5КЕ18 насколько понимаю стабилитрон на 18 вольт. Так вот в нём смысла совсем нет при таком включении, ну разве что вы рассчитываете, когда попрет напряжение выше 18В (при неисправности управления) то его прошьет, не сразу конечно сперва он нагреется как паяльник, ну а потом прошьет. Но если он не закоротит + на -, то дальше гореть будут потребители
Лучше эту цепочку заменить на тиристор(достаточно мощный) со стабилитроном на те же 18В и поставить предохранитель. Тогда при превышении тиристор выбьет предохранитель и всё будет целое, а иначе тот стабилитрон лишняя деталь.
По сути эта цепочка не что иное как шунтирующий стабилизатор, но на большее напряжение для защиты по верхнему порогу
_________________ Казанка5м2 + МС-40Э
Последний раз редактировалось: Mihail (21.12.2013, 14:02), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Войс Адмирал-командор
Репутация: 95 Зарегистрирован: 07.12.2009 Сообщения: 4107 Откуда: Ялта Украина
|
Добавлено: 21.12.2013, 13:59 Заголовок сообщения: |
|
Эта схема не запатентована? Можно пользовать в личных целях?
_________________ Некоторые католики хотят быть святее чем Папа Римский...
Крым-3 Yamaha 80 EFI |
|
Вернуться к началу |
|
|
TSAR Капитан наставник
Репутация: 78 Зарегистрирован: 01.12.2009 Сообщения: 1748 Откуда: Харьков
|
Добавлено: 21.12.2013, 14:00 Заголовок сообщения: |
|
Войс писал(а): |
Эта схема не запатентована? Можно пользовать в личных целях? |
Да, в некоммерческих целях можно.
_________________ BRIG Dingo-330 + Yamaha-15 2т.
____________________________________
Век живи - век учись, а дураком помрёшь.... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Mihail Опытный Мичман
Репутация: 3 Зарегистрирован: 08.12.2008 Сообщения: 138 Откуда: Черкассы
|
Добавлено: 21.12.2013, 14:09 Заголовок сообщения: |
|
Да и стабилитрон который стоит по затвору полевика на 18В. Лучше поставить на меньшее напряжение где то на 12В. А то для полевика 20В максимум, и при 10 он уже полностью открыт и смысла давать ему все 18В нет. Не говоря о том что у стабилитронов есть такой эффект что при малых токах (меньше номинального) он может "стабилизировать" на пару вольт выше от номинала. И можно потерять полевой транзистор от пробоя по затвору.
_________________ Казанка5м2 + МС-40Э |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
|